спілка автоматизаторів бізнесу оренда програм автоматизації

+38(093) 170-70-00 

sale@aktiv.ua

РРО/ПРРО-проверки во время военного положения

*придумайте пароль, который будете использовать для входа

Вести бизнес во время военного положения – дело не из легких. Проблемные условия осуществления хозяйственной деятельности, нарушенные цепи поставок и сниженная платежеспособность как населения, так и предприятий очень тормозят работу. Но предприниматели ведут бизнес, дают работу людям и поставляют необходимые товары и услуги даже в этих условиях.

Однако налоговую дисциплину никто не отменял, поэтому визиты налоговиков и проведение проверок возможны.

Законодательная база

За какие нарушения в этой сфере могут наложить штраф во время проверки, мы рассказывали в статье «РРО/ПРРО нарушения: за что могут оштрафовать?». Но во время военного положения изменились условия осуществления предпринимательской деятельности и законодательство, регулирующее эти процессы.

Один из первых законодательных актов, которые это делают – это Закон №2118-IX от 03.03.2022 года.

Этим Законом внесены изменения в Закон об РРО, поэтому рассмотрим последнюю версию изменений.

Налоговый Кодекс (с изменениями) говорит о том, что во время военного положения налоговые проверки не начинаются, а начатые проверки останавливаются, кроме……. и фактических проверок.

То есть, если до сих пор у нас был «карантинный» мораторий на проведение фактических проверок, Законом 2120 этот мораторий снят на время военного положения. Кроме того, указанный Закон обязывает иметь терминал для расчетов картой всех хозяйствующих субъектов, осуществляющих наличные расчеты.

Основание для проверок

Основанием для фактической проверки может стать информация о возможных нарушениях, совершенных данным предприятием в части ведения расчетных и кассовых операций, полученных налоговой службой.

Второе основание для фактической проверки – письменная жалоба покупателя о нарушении правил проведения расчетных операций.

То есть, под фактическую проверку могут подпадать почти все субъекты хозяйственной деятельности, которые осуществляют расчетные операции.

При этом сама проверка осуществляется и соответствующие штрафы налагаются за нарушение РРО законодательства, а сам факт того, что налоговики придут на проверку, следует из Налогового Кодекса (НКУ).

Вопрос о возможности налоговых проверок регулируется НКУ, а размер штрафов и их применение сказано в Законе об РРО.

Степень ответственности

В Законе о РРО о штрафных санкциях речь идет в двух статьях: 17 и 20. Статья 17 содержит 10 различных видов штрафов, но мы остановимся на наиболее популярных – 100% стоимости товаров, проданных с нарушениями, и 150% за такие же действия, совершенные повторно. Причем за каждое нарушение.

Статья 20 устанавливает ответственность в размере 100% за реализацию товаров без первоначальных документов на приобретение этих товаров, т.е. штраф за отсутствие товарного учета.

А теперь обратимся к законодательным изменениям.

Закон 2118 свидетельствует о том, что все штрафные санкции, предусмотренные законом об РРО, на период военного положения остановлены.

Раздел II «Заключительные положения» Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» (Ведомости Верховной Рады Украины, 2000 г., № 38, ст. 315 с последующими изменениями) дополнить пунктом 12 следующего содержания:

Временно, на период до прекращения или отмены военного положения на территории Украины, санкции за нарушение требований настоящего Закона не применяются.

Закон 2120 внес некоторые изменения:

В разделе II «Заключительные положения» Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000 г., № 38, ст. 315 со следующими изменениями):

пункт 12 дополнить словами «кроме санкций за нарушение порядка осуществления расчетных операций при продаже подакцизных товаров».

То есть, штрафы за нарушение закона об РРО не применяются, кроме операций с подакцизными товарами.

Для «подакцизников» ответственность будет полной.

Отдельно следует остановиться на платежных терминалах. Невозможность оплатить картой является основанием для подачи жалобы, но проверку в таком случае осуществляет Госпотребслужба. За подобное нарушение предусмотрен админштраф в размере от 500 до 1000 необлагаемых минимумов или 8500 – 17000 грн.

Жалобу покупатель может предоставить не только за отсутствие платежного терминала, но и за превышение цены. Во время военного положения цены на некоторые товары контролируются государством и по этому вопросу разрешены внеплановые проверки.

Это, конечно, не налоговые проверки, но информация может быть передана в налоговую и станет основанием для фактической проверки. Относительно административной ответственности в законодательство не было внесено никаких изменений. Оно работает по-прежнему. Больше информации об этом в статье «РРО/ПРРО нарушения: за что могут оштрафовать?».

На первый взгляд, не все так страшно, как кажется – и форс-мажорные обстоятельства, зафиксированные торгово-промышленной палатой, налицо, и законодательством закреплено отсутствие штрафных санкций, кроме подакцизных товаров. Если бы не одно великое «но»: во всех законодательных актах написано «…на период военного положения». Ключевое слово «на».

Если бы было написано «за период военного положения» было бы спокойнее, а теперь возникает вопрос: «военное положение закончится, а что будет дальше?» Придет проверка уже в мирное послевоенное время и может так произойти, что нарушения, совершенные во время военного положения, а выявленные уже после него, будут штрафоваться по нормам, действительным на время проверки. Этот вопрос остается открытым.

Поэтому лучше не надеяться на временное смягчение, а соблюдать законодательство об РРО/ПРРО максимально точно: насколько это, конечно, возможно.

Выводы

  1. Могут ли во время военного положения прийти налоговики на РРО/ПРРО-проверку? Да, могут, если проверка фактическая.
  2. Что они могут проверять? Проверяют расчетные сделки, кассовые операции, наличие патентов, лицензий.
  3. Какие штрафные санкции за нарушение? Если не осуществляется реализация подакцизных товаров, санкции отсутствуют. Для тех, у кого есть реализация подакцизных товаров, наступает ответственность в полном объеме.
  4. Административная ответственность не снимается.
автор
  • Кандидат экономических наук, главный бухгалтер с 1991 года, финансовый директор с 2000 года, преподаватель экономических дисциплин, бухучета, налогообложения, финансового менеджмента.
*/

Ваша заявка принята!

Наш менеджер свяжется с вами,
а пока предлагаем узнать о важных моментах работы в BAS Бухгалтерія КОРП.