спілка автоматизаторів бізнесу оренда програм автоматизації

+38(093) 170-70-00 

sale@aktiv.ua

Нововведения УКТ ВЭД. Какие критерии риска НДС?

*придумайте пароль, который будете использовать для входа

Налоговый учет постоянно меняется и подсовывает бухгалтерам и предпринимателям все больше нововведений. На этот раз, они касаются Украинской классификации товаров внешнеэкономической деятельности (УКТ ВЭД) и проверки рискованности налоговых накладных. Когда налоговики блокируют накладные и почему?

Новые проверки налоговики начали проводить с февраля этого года. Проверяют на соответствие критериям рискованности. Цель проверки - узнать есть ли рисковым налогоплательщик и является ли рисковой операция.

Важно отметить следующие моменты:

  • Когда проверяется рискованность налоговой накладной, проверяется, в частности, наличие в остатке товаров (в таблице данных плательщика НДС) по более 50% групп товаров (продукции), указанных в Перечне товаров, утвержденных ГНС.
  • Согласно приказу от 08.09.2020 № 479 ГНС дополнила Перечень кодов товаров согласно УКТ ВЭД, применяемых для определения соответствия налоговых накладных критериям рискованности операции.
  • Обновленный Перечень рисковых кодов товаров согласно УКТ ВЭД увеличен до 149 товарных позиций (в т.ч. молочные продукты, фрукты, чай).

Напомним, что основанием для проверок являются нормы НКУ, по которым налоговая служба проводит автоматизированный мониторинг налоговых накладных на предмет рискованности операций и риска налогоплательщиков.

Этапы проведения автоматизированного мониторинга налоговых накладных (НН)

Этап 1.

НН проверяются на признаки безусловной регистрации. Некоторые НН вообще не подлежат автоматизированном мониторинга. Обычно это налоговые накладные, которые не выдавались налогоплательщикам, а остаются у поставщика, или НН, составленных крупными налогоплательщиками, у которых положительная налоговая история и которых обычно не проверяют.

Если налогоплательщик не подпадает под условия первого этапа, то автоматически переходит к следующему.

Этап 2.

Налоговики проводят проверку подпадает ли плательщик под критерий рискованности налогоплательщика. Если не подпадает, то проверке подлежит его положительная налоговая история - существует она или нет.

Если этой налоговой истории не существует, то переходят к третьему этапу.

Этап 3.

Проверяется, является ли операция рисковой. Что такое рисковое операция и какое отношение к ней имеют рисковые товары, сейчас расскажем.

По первому пункту Критериев рискованности осуществления операции указано, что отсутствие товара, указанного в налоговой накладной, представленной на регистрацию в едином реестре, в таблице данных налогоплательщика, на постоянной основе поставляется. Также указано, что объем поставок указанный в налоговой накладной, представленной на регистрацию, равна или превышает величину остатка. После этого определяется остаток: берутся товары, приобретенные начиная с 1 января 2017 (то есть это тот период, когда впервые необходимо было регистрировать НН с кодами товаров и услуг) и от этих приобретений вычитается реализация, которую осуществляют с 1 января 2017 тех же самых товаров. То есть сравниваются приобретенные товары с реализованными.

В этом пункте также указано и о преобладании в таком остатка более 50% групп товаров (продукции), определенных ГНС и утвержденных соответствующим приказом, опубликованным на официальном сайте ГНСУ.

Чем утвержден порядок мониторинга НН?

Порядок автоматизированного мониторинга утвержден следующими документами:

  • КМУ от 11.12.2019 р. № 1165 “Об утверждении порядков по вопросам остановки регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных" вступившим в силу в феврале этого года.
  • Приказ МФУ от 12.12 2019 р. № 520 "Об утверждении Порядка принятия решений о регистрации/отказе от регистрации налоговых накладных/расчетов корректировки в Едином реестре налоговых накладных".

Этот порядок определяет, имеют право плательщики налога на регистрацию или нет и законно ли налоговые работники блокируют накладные.

Существует еще один Приказ ГНС Украины от 08.09.2020 № 479 "О внесении изменений в приказ ГНС от 03.02.2020 № 67«Об утверждении Перечня кодов товаров согласно УКТ ВЭД, которые применяются для определения соответствия налоговых накладных/расчетов корректировки критериям рискованности осуществления операции»" (ГНСУ значительно расширила перечень кодов (групп) "рисковых "товаров, теперь их 149), который определяет перечень рисковых товаров. Он был обновлён 8 сентября.

8 сентября этого года ГНСУ утвердила Приказ №479. Им внесены изменения в приказ от 03.02.2020 г. №67, которым был утвержден перечень рисковых товаров. Это те же товары, о которых говорится в первом пункте критериев рискованности операции.

Изменения были внесены с целью «усовершенствования автоматизированного мониторинга по проверке соответствия операций, отраженных в ННРК, представленных для регистрации в ЕРНН, критериям рискованности осуществления операций в соответствии с требованиями Порядка №1165».

Согласно изменениям, перечень рисковых товаров был дополнен новыми 33 товарным группам, которые теперь проверяют, включаются ли они в остаток, о котором говорится выше. Серед этих групп:

  • яйца птицы без скорлупы и яичные желтки, свежие, сушеные, вареные в воде или на пару, формируемые, мороженые или консервированные другим способом, с добавлением или без добавления сахара или других подслащивающих веществ - код 0408;
  • абрикосы, вишни и черешни, персики (включая нектарины), сливы и терн, свежие - код 0809;
  • чай, ароматизированный или нет - код 0902;
  • жиры и масла, животные или растительные и их фракции, полностью или частично гидрогенизированные, интерэтерифицированные, реэтерифицированные или элаидинизированные, нерафинированные или рафинированные, но не подвергнутые дальнейшей обработке - код 1516;
  • какао-порошок без добавок сахара или других подслащивающих веществ - код 1805.

К перечню добавились:

  • молоко и молочные продукты;
  • сыры всех видов;
  • яйца;
  • фрукты, абрикосы, вишни и черешни;
  • чай;
  • жири;
  • какао порошок;
  • макаронные изделия;
  • соки;
  • мороженое;
  • различные воды (газированные и негазированные)
  • продукты, используемые для кормления животных;
  • средства для ухода за волосами и т.д.

Если вы поставляете товары, указанные в перечне, то не исключено, что ваша налоговая накладная будет заблокирована.

Но, например, если вы приобрели до 1 января 2017 года, или приобрели у неплательщика НДС, то есть у вас нет налоговой накладной от поставщика и нет соответственно этих кодов, вам необходимо будет подать таблицу плательщика, чтобы показать, что у вас есть эти товары и объяснения откуда они взялись. Тогда существует вероятность, что вашу налоговую накладную не заблокируют.

Такие изменения были внесены 8 сентября 2020. Надеемся, что вам была полезна предоставлена информация. Будьте в курсе всех свежих обновлений и получайте консультации по ведению бухгалтерского и налогового учета в BAS: Предприятие 8 подключив информационно-технологическую поддержку от Актив-Софт!

(ІТС від Актив-Софт)

*/

Ваша заявка принята!

Наш менеджер свяжется с вами,
а пока предлагаем узнать о важных моментах работы в BAS Бухгалтерія КОРП.