Текущий год заканчивается, и самое время вспомнить о том, что приближается годовая инвентаризация на предприятии. Это часть подготовки к сдаче финансовой отчетности. И для того, чтобы данные в ней были достоверными, проводится сплошная инвентаризация.
Рассмотрим, как к ней подготовиться, и что предстоит сделать. И начнем с главного.
Годовую инвентаризацию проводить нужно
Инвентаризация перед составлением годовой отчетности – не прихоть. Ее необходимо провести всем компаниям, без исключения: это требование Закона о бухгалтерском учете ч.1 ст. 10 и Положения 879 пп. 5, 7 разд І.
По факту инвентаризация перед составлением годовой бухгалтерской отчетности – это обеспечение достоверности данных. Цель годовой инвентаризации: проверить и подтвердить документально наличие активов, а также оценить их состояние. Кроме того, проводят инвентаризацию обязательств.
Эти задачи выполняют все компании с любой формой собственности и организационно-правовой организацией, о чем сказано в Положении 879.
Но не следует забывать и еще один важный момент:
при проведении инвентаризации некоторых активов следует использовать отраслевые инструкции и методические рекомендации.
Например, при проведении инвентаризации медицинских препаратов комиссия руководствуется Положением 879, но немаловажное значение имеют Методические рекомендации. При документировании результатов данные заносят в бланки, утвержденные приказом Минфина 572.
Годовая инвентаризация – самая крупная
И это действительно так. Дело в том, что инвентаризация, которая проводится перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, является сплошной. Это значит, что проверяются все активы и обязательства компании вне зависимости от того, где они располагаются и в каком состоянии находятся. Анализируется:
- прокат;
- аренда;
- реконструкция;
- процесс модернизации;
- законсервированные объекты;
- ремонт;
- резерв;
- запасы.
Во время проведения инвентаризации также затрагиваются активы, которые учитываются на забалансовых счетах. Речь идет об имуществе, что не принадлежит компании, а только временно находится:
- в пользовании;
- в распоряжении;
- на хранении.
Еще проверяются условные активы и обязательства, а также гарантии, залоги и документы строгой отчетности.
Сроки проведения годовой инвентаризации
Она проводится ежегодно на протяжении трех месяцев до даты составления баланса, то есть с 31.10. по 31.12. Но конкретные периоды отличаются, и зависят от видов активов или обязательств.
Перечень объектов инвентаризации может быть немалым, и в этом случае провести инвентаризацию за один день, скорее всего, не удастся.
Инвентаризировать каждый объект можно с учетом специальных сроков, установленных п. 10 р. І Положения 879, но не позже 31 декабря.
Для наглядности мы собрали все в таблице.
Вид актива или обязательства
|
Срок проведения инвентаризации
|
Необоротные.
Не учитываются:
- незавершенные капитальные инвестиции;
- ОС, которые во время проведения инвентаризации располагаются за пределами предприятия.
|
Не ранее, чем за три месяца до даты баланса. То есть не ранее 01 октября.
|
Запасы.
Кроме:
- НЗП и п/ф;
- Материальных ценностей, которые в период проведения инвентаризации располагаются вне территории предприятия.
|
Текущие биологические активы
|
Дебиторская и кредиторская задолженность
|
Расходы и доходы будущих периодов
|
Обязательства.
Кроме:
- неиспользованных обеспечений;
- расчетов с бюджетом;
- отчислений по соцстрахованию.
|
Незавершенные капитальные инвестиции
|
Не ранее, чем за два месяца до даты баланса. То есть не ранее 01 ноября
|
Незавершенное производство и полуфабрикаты
|
Финансовые инвестиции
|
Денежные средства
|
Средства целевого финансирования
|
Обязательства в части неиспользованных обеспечений, расчетов с бюджетом и отчислений по соцстраху.
|
Объекты ОС:
- автомобили;
- морские и речные суда, которые отбывают в длительные рейсы.
|
До даты временного выбытия с территории предприятия
|
Другие материальные ценности, которые на период инвентаризации будут располагаться вне территории компании.
|
Конкретные даты начала и окончания инвентаризации устанавливает руководитель компании приказом о проведении инвентаризации.
Периодичность: особенность инвентаризации некоторых активов
При создании графика проведения годовой инвентаризации не следует забывать о том, что п. 10 разд. ІІ Положения № 879 не только устанавливает предельные сроки ее проведения, но и позволят делать это с определенной периодичностью, то есть не ежегодно. Исключение действительно для:
- Земельных участков и объектов недвижимости, которые учитываются на с/с 100 - 103, 108 – раз в три года. Но остальные ОС со счета 10 – ежегодно.
- Инвентаря и мебели, а также приборов и инструментов – ежегодно, но в объеме трети активов при условии, что за три года будет проведена полная их инвентаризация.
- Библиотечных фондов с объемом от ста до пятисот тысяч единиц – ежегодно в размере пятой части активов, но при условии, что на протяжении пяти лет будет проведена полная их инвентаризация. При объемах фонда более пятисот единиц ежегодно охватывается десятая часть активов, а на протяжении десяти лет проводится их полная инвентаризация.
- Инвентаризация драгоценных металлов, которые содержатся в оборудовании, приборах и др., проводится параллельно с инвентаризацией указанных активов.
Точные сроки начала и окончания инвентаризации указывает руководитель в приказе по предприятию.
Сама инвентаризация проводится после даты составления приказа, а описи заполняются днем выхода приказа. Исключение – объекты ОС и ценности, которые находятся вне территории компании. Их инвентаризируют до вывоза за пределы.
Инвентаризационные комиссии
Они создается, чтобы следить за проведением инвентаризации. Их состав утверждается распорядительным документом, и вопрос документации рассмотрим в части документального оформления.
Сейчас же нас интересует состав, периодичность работы и другие нюансы.
Итак, кто может быть председателем инвентаризационной комиссии, и каков ее состав? Это представители:
- аппарата управления;
- бухгалтерии;
- рабочего коллектива.
Бухгалтерскую службу может представлять работник бухгалтерии, аудитор или физлицо-предприниматель, которое ведет бухучет компании по договору ГПХ.
Работников предприятия представляют те, кто знаком с объектом инвентаризации: технологи, инженеры, товароведы или рабочие.
Председателем назначается руководители компании, его заместитель или руководитель подразделения. Если руководитель сам ведет бухучет, он же должен возглавить комиссию, на что указывает Положение 879.
Период работы и обязанности
На небольших предприятиях проведение инвентаризации – задача комиссии. Если активов много, дополнительно создаются рабочие комиссии. Они проводят проверку в местах, где непосредственно хранятся материальные ценности, и на производстве.
Рабочие комиссии
Они создаются на основании приказа или распоряжения. Их состав – те же представители, что и в постоянной комиссии.
В этом случае задача постоянной комиссии:
- инструктаж и организация инвентаризации;
- контроль действий рабочей комиссии;
- проверка правильности и обоснованности оформления пересортицы;
- повторная инвентаризация (по решению руководства) при выявлении нарушений в действиях рабочих комиссий.
При создании рабочей комиссии важно не забывать об ограничениях:
- Один и тот же человек дважды не может быть председателем комиссии, которая проверяет определенное материально лицо.
- Материально-ответственному лицу запрещено быть членом комиссии, которая проверяет ценности у него на ответственном хранении.
Некоторые особенности создания инвентаризационных комиссий
В данном случае речь идет о том моменте, когда в компании работает один человек – руководитель. Такие случаи нередки, а проводить инвентаризацию необходимо. Согласно законодательству, в состав комиссии может входить только руководитель, или же в нее включаются специалисты, работающие по договору ГПХ.
Первый вариант более простой, но, поскольку будут проверяться ценности, за которые отвечает директор, такой состав комиссии может считаться нарушением Положения 879.
А можно ли не проводить инвентаризацию?
Мы рассмотрели только подготовительный процесс к ней, но уже понятно, что проведение инвентаризации – процесс хлопотный, и состоит из многих нюансов. И, наверняка, многие задаются вопросом: можно ли не проводить годовую инвентаризацию?
Можно, но в этом случае существует административная и дисциплинарная ответственность.
Дисциплинарная – выговор или увольнение работника, который совершил подобное нарушение.
Административная в виде штрафных санкций коснется руководителя, о чем прописано в ст. 164 Кодекса Украины об административных правонарушениях (КУоАП). Также есть вероятность того, что будут применятся штрафные санкции согласно ст. 186 КУоАП, поскольку отсутствие достоверных данных ставит под сомнение достоверность годовой отчетности и данных бухгалтерского учета.
Избежать ответственности могут лишь предприятия, активы которых находятся на временно оккупированной территории.
Поэтому самое важное, что вам необходимо знать о годовой инвентаризации – она обязательна.