Нестабильность экономики и чрезвычайная ситуация в стране привели к тому, что некоторые предприятия закрываются, работают неполный день или не работают временно. И бухгалтерам очень важно знать, как в каждом из этих случаев начисляется заработная плата и нужно ли это делать.
Итак, сначала определимся с тем, что такое простой на предприятии. Согласно определению, это приостановка работы, вызванная отсутствием организационных или технических условий, необходимых для выполнения работы, неотвратимой силой или иными обстоятельствами.
В случае простоя работники могут быть переведены по их согласию с учетом специальности и квалификации на другую работу на том же предприятии, в учреждении, организации на все время простоя или на другое предприятие, в учреждение, организацию, но в той же местности сроком до одного месяца.
Правила оплаты за время простоя зависят от того, по чьей вине он возник.
- Простой на предприятии не по вине работника, в том числе на период объявления карантина, установленного Кабинетом Министров Украины, оплачивается из расчета не ниже двух третей тарифной ставки установленного работнику разряда (оклада). О начале простоя, кроме простоя структурного подразделения, работник должен предупредить собственника или уполномоченный им орган, бригадира, мастера или должностных лиц.
- За время простоя, когда возникла производственная ситуация, опасная для жизни или здоровья работника или для окружающих его людей и окружающей природной среды не по его вине, за ним сохраняется средний заработок.
- Время простоя по вине работника не оплачивается.
Все операции в программе можно настроить самостоятельно.
К сожалению, конфигурация БУХГАЛТЕРИЯ, РЕД. 2.1 не дает возможности задать способ расчета в виде произвольной формулы или по-другому. Чтоб эти характеристики были отражены в регламентированном учете, нужно добавить их конкретно в ведомость начисления заработной платы.
Прежде всего, открываем раздел «Заработная плата и кадры», раздел «Зарплата» – «Настройки и справочники» – «Начисления», как показано на (Рис. 1),
Рисунок 1 – Как открыть раздел справочник – «Начисление»
Мы должны создать новый вид расчета, «Оплата по независимым от работодателя причинам» – 2/3 тарифной ставки, «Оплата простоя по среднему заработку» и «Простой по вине работника».
Если в организации оплата простоев производится не только в днях, но и в часах (внутрисменные простои), необходимо создать начисление «Оплата часового простоя от оклада по часам» – 2/3 тарифной ставки, «Оплата часового простоя по среднему заработку» и «Внутрисменный» простой по вине работника».
Заполняйте новый вид расчета так, как показано на (Рис. 2)
Рисунок 2 – Примеры заполнения новых видов расчетов по оплате простоя
Рисунок 3 – Создание новых видов расчетов по оплате простоя
Далее следует перейти к разделу «Способы отражения зарплаты в регламентированном учете». В разделе «Зарплата и кадры» добавляем новый способ с использованием 949 расходного счета.
Рисунок 4 – Создание способа отражения заработной платы в регламентированном учете.
Также переходим в раздел «Статьи расходов для взносов ФЛП», где необходимо добавить два новых: для отображения расходов по ЕСВ ставим 949 счет, подтягиваем соответствующую статью расходов, на которую вы хотите аккумулировать их.
Если по учетной политике эти расходы относятся не на 949 счет или, возможно, у вас такой способ уже добавлен, эту операцию вы не выполняете.
Перейдем к начислению простоя и созданию документа по заработной плате.
Пример
Работник Абдулов Юрий Владимирович отработал с 1 по 16 марта 11 рабочих дней. С 17 по 31 марта на предприятии установлен простой, и за этот период насчитывается 2/3 от должностного оклада. Соответственно, за март должно быть начислено:
- заработная плата за рабочие дни: 12600,00 грн/175*87 = 6300,00 грн
- оплату простоя: 12600,00 грн/175*88*2/3 = 4224,00 грн
Всего начислено: 6300+4224,00 = 10524,00 грн.
Для автоматического заполнения показателей начисления заработной платы необходимо создать документ кадрового перемещения, в котором указываем и прописываем дату документа и дату перемещения. В примере это начало простоя 17.03.2022. Также изменяем показатель оплаты, устанавливаем в размере 2/3 от оклада в месяц, а именно:
12600,00 грн/3*2 = 8400,00 грн.
Рисунок 5 – Создание способа отражения заработной платы в регламентированном учете.
Далее переходим непосредственно к начислению заработной платы за март 2022. Для этого используем автоматическое заполнение и расчет через кнопку «Заполнить». В примере: работник Абдулов Юрий Владимирович. Указываем дату документа и месяц начисления.
В разделе «Начисления» присутствует основной должностной оклад с 1 по 16 марта на сумму 6300 грн. и сумму по простому согласно виду расчета, который мы прибавляли ранее – 4 224,00 грн.
Результат – 4224 грн. на расходном счете и 6300 грн. – основной должностной оклад за часть месяца. В сумме получили 10 524,00 грн., согласно предварительно заданному примеру.
В меню «НДФЛ» отображено содержание военного сбора и НДФЛ. Также перейдем на вкладку «Вклады ФЛП», где есть начисление ЕСВ.
Рисунок 6 – Заполнение документа о начислении зарплаты .
В меню «Проводки» проверяем, корректно ли отразились расходы по начислению ЕСВ на оплату за период простоя и все бухгалтерские записи, которые сформировал данный документ.
Жмем на «ОК», производим начисление заработной платы.
Далее попеременно переходим к документу «Заработная плата к выплате организации» для непосредственного перевода средств на счет. Если операция проводится через банк, используется наш способ выплаты, как и через кассу на руки работнику.
Также этот документ заполняется автоматически с видом выплаты «Очередная выплата» через кнопку «Заполнить». В меню «НДФЛ» содержится военный сбор и НДФЛ.
Обратите внимание: в этом примере не начислен аванс в марте, чтобы легче было понять сумму дохода и не возникала необходимость открывать выплаченный аванс сотруднику.