спілка автоматизаторів бізнесу оренда програм автоматизації

+38(093) 170-70-00 

sale@aktiv.ua

Прощаемся с единым налогом 2%: что нужно учесть

*придумайте пароль, который будете использовать для входа

Условные сокращения

ЕН – Единый налог
Законопроект 8401 – Проект Закона о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины об особенностях налогообложения в период действия военного положения
НКУ – Налоговый кодекс Украины
МЗП – Минимальная заработная плата

Окончательную версию законопроекта 8401 ждали долго. И вот, наконец, дождались, хотя к моменту написания этой статьи он еще не опубликован. Но ведь остался всего один шаг, и время идет. Надеемся (почти уверены), что больше никаких изменений к нему не будет.

Дата отмены

Упрощенная система с учетом особенностей налогообложения, установленных пунктом 9 подраздела 8 НКУ раздела ХХ НКУ, отменена с 1 августа 2023 года.

Предварительный вариант с 01.07.23г. для бухгалтеров был более логичным, поскольку начинается новый квартал – начинается «новая жизнь» для субъектов хозяйствования, которые использовали упрощенную систему 2%, но срок ее отмены отсрочили еще на один месяц и третий квартал 2023 года для таких «единщиков» поделился на «до» и «после».

Июль учитываем и отчитываемся как единщики, а дальше все будет зависеть от того, к какой системе вернемся.

Правила перехода

Для плательщиков Единого налога 2% есть два варианта действий:

  • автоматический переход на систему налогообложения, которая была до ЕН 2%;
  • подача заявления на переход из специального единого налога на желаемую систему налогообложения.

Первый вариант касается тех налогоплательщиков, которые по состоянию на 31.07.2023 года не подали никаких заявлений об отказе от использования упрощенной системы 2%.

  1. Предприятия, которые действовали до обретения статуса плательщика ЕН и выбрали упрощенную систему 2%. Для них автоматический переход состоит в возврате на ту систему налогообложения, на которой они находились до выбора особой системы:
  • если они были на общей системе, возвращаются на общую;
  • если были плательщиками НДС, статус продлевается;
  • если были на упрощенной системе, происходит возврат в свою группу.
  1. Вновь созданные предприятия, которые были плательщиками ЕН 2% с даты регистрации.

Они автоматически переходят на единый налог в 5%. То есть происходит перемещение в пределах третьей группы и меняется только ставка.

Второй вариант предполагает, что в течение июля 2023 г., но не позднее последнего рабочего дня, можно подать заявление об отказе от использования 2% ЕН. В этом заявлении указывается желаемая система налогообложения.

Кроме того, законопроект 8401 дает право повторного перехода на упрощенную систему субъектам хозяйствования, которые отказались от единого налога 2% и перешли на общую систему.

Чтобы воспользоваться этим правом, заявление подают до 01 сентября 2023, а статус плательщика единого налога приобретается с 01.08.2023 года.

Когда требуется доначисление компенсирующих обязательств по НДС

Субъекты хозяйствования, в которых выбор ЕН 2% привел к остановке регистрации плательщиком НДС, при возвращении в старую систему должны привести все НДС-операции в порядок путем:

  1. Регистрации компенсирующих налоговых накладных до 31.10.2023 года на все, что было ранее приобретено с налоговым кредитом, а использовано или реализовано во время пребывания на упрощенной системе налогообложения 2%. Это касается только товаров, на услуги норма не распространяется.
  2. Включения в налоговый кредит сумм импортного НДС, уплаченного плательщиками ЕН 2% при ввозе товаров или внеоборотных активов. При этом будет изменен показатель ΣМитн. Это право может быть реализовано до 31 октября 2023 года.

Согласно нормам НКУ (П. 91.2.1 подразд. 8 разд. ХХ) для начисления компенсирующих обязательств используется база:

  • для товаров – стоимость их приобретения или таможенная стоимость;
  • для необоротных активов – остаточная стоимость, которая сложилась «…на первое число месяца, в течение которого они были использованы (поставлены, реализованы), а в случае отсутствия учета внеоборотных активов – исходя из обычной цены», то есть из остаточной стоимости на 01 число месяца после отмены 2% ЕН, или отказа от него.

Следует обратить внимание на фразу об отсутствии учета необоротных активов. Здесь имеется в виду ситуация, когда несколько месяцев подряд у основного средства остаточная стоимость равна «0». А это бывает довольно часто – основное средство уже полностью амортизировано, но продолжает использоваться.

Компенсирующие налоговые обязательства в этом случае рассчитываются по ОБЫЧНОЙ ЦЕНЕ.

То есть, если необоротный актив еще остается в пригодном состоянии, нужно провести инвентаризацию, произвести дооценку и продолжить начисление амортизации.

Приведем примеры типичных ситуаций, для того чтобы определиться когда компенсирующая налоговая накладная составляется, а когда этого делать не нужно.

Пример 1

Плательщик НДС перешел на ЕН 2% 01.03.2023 года.

  1. Товар приобретен 20.02.2023 на сумму 12000 грн. Реализовано 15.03.2023 на сумму 18 000 грн.
  2. Товар приобретен 20.06.2023 на сумму 12000 грн. Реализовано на сумму 18000 грн после возвращения с ЕНа 2%.
  3. 20.02.2023 приобретен товар «А» на сумму 9600 грн., в том числе НДС 1600 грн., и товар «Б» на сумму 2400 грн., в т.ч. НДС 400 грн. Реализовано 18.07.2023 товар «Б» на сумму 3600 грн. 01.08.2023 товар «А» на сумму 14400 грн.
  4. Товар приобретен 20.02.2023 в размере 12000 грн. Реализовано по возвращении из ЕН 2% на сумму 18000 грн.
 

До перехода
на 2%

Во время нахождения на 2%

После отмены ЕН 2% или отказа от него

Компенсирующие налоговые обязательства

Сумма операции

НК

Сумма операции

НО

Для товаров 

1

12000

2000

18000

   

2000

2

   

12000

18000

3000

 

3

9600

2400

1600

400


3600

14400

2400


400

4

12000

2000

 

18000

3000

 

Также определяется необходимость составления компенсирующих налоговых обязательств в случае приобретения запасов, используемых в производстве.

Следовательно, для производственных предприятий целесообразно провести инвентаризацию остатков производственных запасов, незавершенного производства и готовой продукции на складе, чтобы правильно составить компенсирующие налоговые накладные.

Размер дохода, который учитывается для определения права на упрощенную систему

Одной из особенностей упрощенной системы налогообложения 2% было отсутствие предела дохода, что дает право быть плательщиком, но для обычной упрощенной системы такое ограничение никто не отменял.

И возникали опасения: «Что будет, когда во время пребывания на специальной упрощенной системе предприятие или ФЛП превышают предел дохода, установленный для той группы, куда они будут возвращаться?». Так вот, от этого страха можно избавиться: Законопроектом 8401 установлено, что в расчет лимита дохода по п. 291.4 НКУ не следует включать суммы дохода, полученного во время пребывания на ЕН 2%.

Расчет суммы лимита после отмены ЕН 2% будет определяться пропорционально сроку пребывания на упрощенной системе.

Пример 2

Субъект хозяйствования был плательщиком ЕН 2% с 01.01 по 31.07. 2023 года. Его доход за это время составил 12 млн. грн. Заявление на отказ от ЕН 2% подано не было и с 01.08.2023 совершен автоматический переход на 5%.

Для ІІІ группы лимит составляет 1167 МЗП (7 818 900 грн.)

Количество месяцев до конца года – 5. Тогда лимит дохода для пребывания на ІІІ группе составит:

7818900/12 мес. х 5 мес. = 3257875 грн.

Приклад 3

Суб’єкт господарювання був платником ЄП 5% з 01.01 по 31.03. 2023 року. З 01.03. по 30.06. 2023 року перебував на ЄП 2%, а з 01.07.2023 знов повернувся на ставку 5%.

На ЄП 2% перебував 4 місяці, а на 5% 8 місяців.

Ліміт доходу для перебування на ІІІ групі складатиме:

7818900/12 мес. х 8 мес. = 5212600 грн.

Выводы

  1. Упрощенная система 2% отменяется с 01.08.2023 года.
  2. Для плательщиков Единого налога 2% есть два варианта действий – автоматический переход на ту систему налогообложения, которая была до ЕН 2% или подача заявления о выборе желаемой системы налогообложения.
  3. Для плательщиков НДС, регистрация которых была приостановлена, возобновлены все права и обязанности плательщиков НДС, а в некоторых случаях возникает необходимость доначисления компенсирующих налоговых обязательств.
  4. В расчет лимита дохода для обычной упрощенной системы по п. 291.4 НКУ не включаются суммы дохода, полученного при пребывании на ЕН 2%. Расчет суммы лимита после отмены ЕН 2% будет определяться пропорционально срокам, когда предприятие не использовало ЕН 2%.
*/

Ваша заявка принята!

Наш менеджер свяжется с вами,
а пока предлагаем узнать о важных моментах работы в BAS Бухгалтерія КОРП.