Учет поступления основных средств (ОС) имеет свои особенности. Последовательность операций следующая:
получение ОС от поставщика и отражение дополнительных расходов;
монтаж и тестирование оборудования или оснащения;
введение в эксплуатацию.
В этой статье приведена пошаговая инструкция, как отразить операции ввода в эксплуатацию ОС в программе «BAS Бухгалтерія».
Предыдущие действия
Основные средства, поступившие от поставщика, чаще всего нуждаются в монтаже, отладке, тестировании, техническом осмотре и других действиях, связанных с дальнейшей эксплуатацией.
Для регистрации этих операций предусмотрен документ «Передача оборудования в монтаж».
При оформлении данного документа в закладке «Объект строительства» следует указать название основного средства, которое передается для монтажа. Для накопления
расходов, включенных в состав первоначальной стоимости ОС, следует выбрать статью расходов, на которой она будет осуществляться.
Посредством кнопки «Форма М-15а» можно получить печатную форму данного документа.
Услуги сторонних организаций, связанные с монтажом оборудования, отражаются документом «Поступления товаров и услуг» с видом операции «Покупка, комиссия».
К первоначальной стоимости объекта ОС также может быть отнесена зарплата, начисленная работникам предприятия, задействованным на работах по монтажу основных средств, и другие
расходы. Они будут оформляться соответствующими документами, но с пометками: «Счет расходов» 1522, а «Субконто» – соответствующий объект ОС.
Бухгалтерские проводки, которые сформированы по данному документу, можно просмотреть, нажав кнопку «Дт/Кт».
Ввод в эксплуатацию основных средств
После отражения в учете всех накопленных расходов, связанных с приобретением, монтажом основного средства, и формирования его первоначальной стоимости оформляется документ
«Ввод в эксплуатацию». С этой даты начинается отсчет использования основного средства на предприятии и начисление амортизации.
При заполнении данного документа следует обратить внимание на правильное внесение всех необходимых данных:
«Вид операции» – «Объекты строительства». Не «Оборудование», а именно «Объекты строительства», потому что на нем накоплены
все расходы, сформировавшие первоначальную стоимость основного средства»;
«Объект строительства» – это то основное средство, которое вводится в эксплуатацию;
«Подразделение» – нужно указать, где будет использоваться данное ОС;
«Счет инвестиций» заполняется автоматически, когда выбирается вид операции «Объекты строительства»
Табличную часть документа можно заполнить кнопкой «Добавить» или воспользоваться возможностью подбора.
После заполнения табличной части следует вернуться в верхнюю часть документа и рассчитать первоначальную стоимость основного средства, которое вводится в эксплуатацию, для чего
следует нажать кнопку «Рассчитать суммы».
Но проводить и закрывать документ еще рано: все еще остаются незаполненными данные, которые будут использованы для учета ОС в эксплуатации. Это «Учетные данные»,
«Дополнительно» и «Комиссия».
Внесение учетных данных по ОС
Вкладка «Учетные данные» содержит информацию об основных параметрах бухгалтерского и налогового учета основных средств.
Это данные о материально-ответственном лице, счетах, которые будут использоваться для учета данного ОС, начисления амортизации и дооценок, сведения о способах начисления
амортизации и отражения его в учете, а также о ликвидационной стоимости и сроке полезного использования.
Закладки «Дополнительно» и «Комиссия» необходимы для заполнения типовой формы ОС-1, которую можно сформировать и распечатать с помощью специальной кнопки
«Форма ОС-1».
Документ «Ввод в эксплуатацию» формирует бухгалтерские проводки.
Анализ данных
Если все операции выполнены правильно, остатков на счетах 1521 и 1522 не будет, а на счетах 10 класса отобразится основное средство по первоначальной стоимости.
Для такой проверки используют специальную обработку «Оборотно-сальдовая ведомость по счету», которая находится в разделе «Отчеты».
И только после такой проверки можно быть спокойными, что все операции по вводу основных средств в эксплуатацию выполнены правильно.
Более подробную информацию об учете основных средств и секретах работы в программе BAS Бухгалтерия получите на нашем
курсе «Использование прикладного решения BAS Бухгалтерия». Информативные видеоуроки, практическая работа в
онлайн-версии программы, постоянное сопровождение преподавателя и большая библиотека полезных материалов. Переходите по ссылке, изучайте информацию и записывайтесь на курс!
Вывод
Оформление документа «Ввод в эксплуатацию основных средств» свидетельствует о превращении капитальных инвестиций (счет 15) в ОС. Именно с этого момента на предприятии
начинается учет основных средств.
Подпишитесь на наш Telegram
и бесплатно получите полный доступ ко всем материалам блога.
Для этого перейдите по кнопке ниже в телеграме нажмите /start