Попередження
JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 141
Новые правила и порог индексации в 2016 году
20.01.2016 (обновлено 09.06.2021)
Рубрики блога
Облачные сервисы
Банк и касса
Выплаты работникам
Зарплата
Налоговый учет
Обзор программ и сервисов
Общие вопросы
Основные средства/НМА
Отчеты
Расчеты с контрагентами
Регламентные операции
Складской учет
Установка и настройка
Учет времени
Учет производства
Учет торговых операций
Онлайн-кассы и РРО
Изменения в ч. 1 ст. 4 Закона об индексации.
Основание: п. 21 р. I Закона Украины от 24.12.2015 г. № 911-VIII
(далее ― Закон № 911).
Действует: с 01.01.2016 г.
С 1 января 2016 года индексация денежных доходов населения осуществляется в случае, когда величина индекса потребительских цен (далее ― ИПЦ) превысила порог индексации, который установили в размере 103% (было ― 101%).
Напомним: только лишь в декабре 2015 года постановлением КМУ от 06.12.2015 г. № 1013 (далее ― Постановление № 1013) обновлены нормы Порядка проведения индексации денежных доходов населения, утвержденного постановлением КМУ от 17.07.2003 г. № 1078 (далее ― Порядок № 1078). Поэтому в этот Порядок № 1078 снова нужно вносить коррективы, и большинство примеров, приведенных в приложениях к нему, стали неактуальными. Ведь Законом № 911 были внесены изменения и в Закон Украины «Об индексации денежных доходов населения» от 03.07.1991 г. № 1282-XII (далее ― Закон об индексации), и повышен порог индексации с 101% до 103%. А в абз. 2 п. 11 Порядка № 1078 он остался на уровне 101%.
Правомерно ли повышение порога для проведения индексации?
Каждый гражданин имеет право на достаточный жизненный уровень для себя и своей семьи, включающий достаточные питание, одежду, жилье (ст. 48 Конституции Украины).
Индексация доходов населения с целью поддержания достаточного жизненного уровня граждан и покупательной способности их денежных доходов в условиях роста цен является одной из государственных социальных гарантий (абз. 5 ст. 18 Закона Украины «О государственных социальных стандартах и государственных социальных гарантиях» от 05.10.2000 г. № 2017-III). Настоящий Закон как раз и определяет правовые основы формирования государственных социальных стандартов и социальных гарантий, закрепленных Конституцией. Стоит вспомнить еще о ч. 3 ст. 22 Конституции Украины, которая гарантирует следующее:
«При принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод граждан».
Поэтому возникает вопрос относительно конституционности нормы п. 21 р. I Закона № 911, которая предусматривает ограничение для проведения индексации доходов граждан путем установления повышенного порога для проведения индексации. Следует также упомянуть о решении КСУ от 22.05.2008 г. № 10-рп/2008, согласно которому признаны неконституционными аналогичные ограничения в части социальных государственных гарантий гражданам.
Итак, комментируемая норма по сути приводит к сужению объема государственной гарантии и ограничивает право на проведение индексации путем повышения порога индексации, что можно рассматривать как нарушение ч. 3 ст. 22 Конституции Украины. Отметим, что за последние 2 года гривня подешевела в 3 раза. Но по данным Госстата индекс инфляции за 2014 год составил всего 24,9%, а за 2015 год ожидается чуть более 40%. Очевидно, что статистические данные не соответствуют реальным показателям роста индекса потребительских цен (далее ― ИПЦ).
Поэтому неизвестно, когда возникнет право на индексацию в 2016 году (если применять новый порог индексации) у тех работников, которым повышены должностные оклады, например, в декабре 2015 года или январе 2016 года.
Сохраняется ли право на индексацию у работников, которым выплачивали индексацию в декабре 2015 года, или право на индексацию должно было возникнуть в январе 2016 года, однако для них прирост ИПЦ в январе 2016 года составляет менее 3%?
Формально, если опираться на ч. 1 ст. 4 Закона об индексации, такие работники теряют право на индексацию. Ведь индексацию с января 2016 года согласно п. 21 р. І Закона № 911 проводят в случае, если ИПЦ нарастающим итогом превысил установленный новый порог индексации ― 103%.
Например, для работников, которым в последний раз зарплату повышали в июле 2015 года, прирост ИПЦ нарастающим итогом в декабре 2015 года составил 101,5%, и их зарплата в декабре 2015 года подлежала индексации. Однако в январе 2016 года для них ИПЦ нарастающим итогом составляет те же 101,5%, и получается, что он не превышает нового порога индексации (103%). Поэтому ждем разъяснений Минсоцполитики относительно порядка проведения индексации в январе 2016 года в связи с повышением порога индексации. Не исключаем, что особенности проведения индексации в месяце, в котором повышен порог индексации, могут прописать и в Порядке № 1078. Возможно, Правительство все-таки примет решение о сохранении сумм индексации, сложившихся в декабре 2015 года?
Если же применять в январе 2016 года (без каких-либо исключений) порог для индексации на уровне 103%, то право на индексацию сохранится у тех работников (кроме бюджетников), которым зарплату не повышали после апреля 2015 года. Именно для них ИПЦ нарастающим итогом будет превышать порог индексации ― 103%.
Однако, как говорилось ранее, повышение порога индексации (с 101% до 103%) является незаконным, ведь по сути происходит снижение размера государственной гарантии при постоянном повышении уровня фактического (а не статистического) уровня инфляции.
Следовательно, ждем разъяснений от Минсоцполитики.
Как индексировать в январе 2016 года зарплату работникам бюджетных учреждений?
О новых правилах индексации, предусмотренных Постановлением № 1013, мы рассказывали в материале «С 1 декабря 2015 года действует новый порядок индексации зарплаты и прочих доходов» газеты № 237/2015. Но сейчас не всеми примерами, приведенными в приложениях к Порядку № 1078, можно пользоваться.
При этом особого внимания заслуживает ситуация, сложившаяся в январе 2016 года с индексацией зарплаты работников бюджетных учреждений. Их Правительство просто «кинуло», издав Постановление № 1013, пункт 3 которого обязал руководителей:
- «обнулить» индексацию в декабре 2015 года путем незначительного повышения должностных окладов (тарифных ставок), то есть установив надбавки, доплаты, премии в сумме, превышающей сумму надлежащей индексации;
- для дальнейшей индексации ИПЦ исчислять, начиная с января 2016 года.
С 1 декабря 2015 года Постановлением № 1013 повышены на 10% должностные оклады (тарифные ставки) работникам бюджетной сферы, а работникам органов исполнительной власти, местного самоуправления, прокуратуры, других государственных органов ― на 25%.
Таким образом, в декабре 2015 года согласно Постановлению № 1013 нужно было установить надбавки, доплаты, премии или увеличить их размер, но уже в январе 2016 года они могут не выплачиваться. Ведь в Постановлении № 1013 речь не идет о постоянном характере установленных в декабре 2015 года надбавок, доплат, премий. Поэтому фактически у бюджетников в декабре 2015 года забрали причитающиеся суммы индексации, которые достигали и 1000–2000 грн, а взамен они получили незначительное повышение должностных окладов (тарифных ставок).
Учитывая то что Госстат постоянно занижает размеры индексов инфляции, то неизвестно, когда у бюджетников, для которых ИПЦ начали исчислять с 1 января 2016 года, наступит право на индексацию. Уже не говоря о том, что размер минимальной зарплаты и прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц (1378 грн), не может обеспечить гарантированный ст. 48 Конституции Украины достаточный жизненный уровень и покупательную способность граждан.
Напомним: Решением КСУ от 22.05.2008 г. № 10-рп/2008 была признана неконституционной и ч. 2 ст. 6 Закона об индексации, которая предоставляла право КМУ определять порядок проведения индексации доходов населения. Поэтому ни Постановление № 1013, ни Порядок № 1078 не могут определять порядок проведения индексации, если придерживаться одновременно норм Конституции Украины и Закона об индексации. Ведь сегодня ч. 2 ст. 6 Закона об индексации должна действовать в редакции, действующей до внесения изменений Законом Украины от 28.12.2007 г. № 107-VI. То есть сумма индексации должна определяться как произведение размера дохода, подлежащего индексации в пределах прожиточного минимума для соответствующих социальных и демографических групп населения, и величины ИПЦ. Таким образом, и повышение порога для индексации (при постоянном снижении уровня реальной инфляции), и «обнуление» в декабре 2015 года сумм индексации работникам бюджетных учреждений являются нарушением конституционных прав граждан. А для работников бюджетной сферы — еще и дискриминационной нормой. В связи с нарушением конституционных прав граждан в части минимальных социальных гарантий, к которым относится и индексация, они могут за защитой своих прав обратиться в суд.
Светлана ЛИСТРОВАЯ,
бухгалтер-эксперт
Благодарим за предоставленный материал наших партнёров: сервис “Интерактивная Бухгалтерия”.
Подпишитесь на наш Telegram
и бесплатно получите полный доступ ко всем материалам блога.
Для этого перейдите по кнопке ниже в телеграме нажмите /start
ПерейтиУ меня нет телеграма